Осторожно: Медицинская секта! Печать
Последние годы прошлого столетия были ознаменованы появлением во многих уголках земного шара «внебрачных детей» официальной и традиционной медицины. Это и широко известные «Гербалайф», «Цептер», «Визион», и множество других, менее «раскрученных» фирм и фирмочек, занимающихся изготовлением и распространением оздоровительных препаратов, биодобавок, средств для снижения веса и так далее.

B сети этих таинственных компаний попало немало простаков, которые купились на звучные рекламные слоганы и расплатились не только крупными суммами, но и здоровьем за собственную доверчивость. Борьба с этим явлением практически не ведётся, потому что пока ещё законодатели как в нашей стране, так и за рубежом не знают, с какого боку подобраться к выскочившим, словно чёртик из табакерки, шустрым и оборотистым коммерсантам, составляющим внушительный капитал на извечной людской вере в существование панацеи от всех болезней.

Но кроме этической и чисто медицинской проблем с распространением и использованием продукции упомянутых «бастардов», есть и другая. Она касается душевного и духовного здоровья тех, кто связывает с ними свою судьбу.

Многие священнослужители обращают внимание своих прихожан на то, что деятельность таких фирм, их структура и методы работы смахивают на деятельность и методы печально известных тоталитарных сект.

Для того чтобы неискушённому человеку можно было идентифицировать фармацевтическую нетрадиционную, фирму как культовую, давайте рассмотрим её характерные признаки.

1. Чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: она активно работает, известна, но при этом старается быть невидимой; в СМИ отсутствует открытая реклама её продукции; сеть дилеров, построена аналогично сети распространения наркотиков, продукция передаётся «от сердца к сердцу», то есть из рук в руки за наличные; жёсткая градация персонала фирмы по уровням посвящённости в объективную информацию о ней и её целях; неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими служащими.

Например, подписавший контракт не является её работником, а лишь сотрудничает, с нею, покупая продукцию фирмы на свои деньги для дальнейшего распространения. При этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды: на самом верху руководство и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, низовые же структуры получают весьма ограниченные доходы.

2. Применяются техники контроля сознания, с помощью которых, во-первых, формируется убеждение, что цель оправдывает средства и поэтому любое из них приемлемо постольку, поскольку способствует процветанию фирмы. Кроме того, среди сотрудников культивируется, потребность повседневного пользования продукцией, формируется убеждённость в элитности фирмы, революционности её методов приобщения людей к здоровью.

Каждому уровню посвящённости соответствуют определённые значки, которые обязаны носить работники фирмы. Постепенно у них возникает психологическая и физическая зависимость от продукции.

3. Мистическая окраска: продавцы рекламируют «энергетическую заряженность» своих препаратов, «космическую подзарядку» от них, некие «эмоциональные качели», возникающие при их применении, и так далее.

Некоторые руководители подобных фирм «рассекречиваются», говорят о своем особом предназначении, миссионерской деятельности здесь, на Земле.

4. Выраженное стремление сотрудников фирмы навязать свои убеждения, использование техник группового давления при вербовке новых работников. Напримёр, предварительный сбор для массового приёма в фирму (посвящения) во дворцах культуры или кинотеатрах.

5. Как правило, лидер фирмы претендует; на избранность, «харизматическое лидерство», упоминает о вдохновении свыше. Мудрость его не обсуждается. Помимо этого отмечаются беспрекословное повиновение и согласие с мнением руководства фирмы, поддержание культа личности её основателя.

6. Отсутствие самокритики и претензия на истину в последней инстанции, сочетающиеся со снисходительно-пренебрежительным отношением к официальной науке и медицине.

7. Декларирование благих целей и сокрытие за этим истинных целей своей деятельности.

Галина ПЫРХ, «Красноярский рабочий», 7 февраля 2004 г.